Несколько фантазий по поводу цветоаномалий, подкрепленных фундаментальными знаниями
Почему в базовой цветовой модели 3 цвета?
Вопрос для самых искушенных: что было бы, если бы в цветовой модели RGB было не 3 базовых цвета, а 5? Если же такие термины, как RGB, аддитивная цветовая модель и хроматический спектр, вам незнакомы, вспомните, как в детстве вы смешивали красочки на рисовании и получали кучу новых цветов. Вот вам и RGB. Итак, представим.
Очевидно, что такая схема достижима технически, потому что в сфере печати, например, хорошо известны четырех- и более цветные модели — CMYK и т. д. Однако в случае с печатью речь идет о цветах отраженных, а не излучаемых, соответственно, там добавление цветов связано со стремлением расширить диапазон цветопередачи. Есть известная схема, показывающая, что диапазон цветопередачи на печати уже, чем в излучающих устройствах, но и в последних он ограниченный, неполный по сравнению с цветовосприятием человеческого глаза... Дальше можно отталкиваться от идеи необходимого и достаточного. Если добавление 2 цветов к цветовой модели RGB решит проблему полного покрытия воспринимаемых глазом цветов, то отлично, если нет, то зачем? Например, флуоресцентно-зеленые цвета RGB передает отлично, а истошно розово-оранжевый, который мы можем иметь, например, на печати за счет пантона, — нет.
Александра Кузнецова
дизайнер, преподаватель НИУ ВШЭ
Самый интересный момент тут — человеческое цветовосприятие, которое, в соответствии с рядом исследований, не является статичной вещью, а развивается и расширяется с течением времени. И если такая тенденция действительно существует, то не исключено, что есть насущная проблема расширения, искусственного расширения цветового спектра. Совсем не исключено, что следующие поколения будут видеть, а точнее, конечно, воспринимать более широкий цветовой диапазон — что, если обратиться к реальности, в частности к дизайну, очевидно, довольно заманчивая перспектива.
Аддитивные цветовые модели строятся так, чтобы представлять любой цвет, который может быть различим человеком в виде суммы 3 основных цветов. Это количество обусловлено физиологическими причинами — у человека есть 3 типа зрительных рецепторов-колбочек, максимальная восприимчивость которых соответствует приблизительно красному, зеленому и синему оттенкам. Каждый раз, когда мы смотрим на что-то, наш мозг занимается расшифровкой сигналов с этих рецепторов.
3 типов рецепторов достаточно для того, чтобы сопоставить свой цвет любому значению длины волны из видимого спектра (поэтому мы можем отличить желтый от зеленого), и недостаточно для того, чтобы отличить сумму 2 и более волн от монохроматического излучения (мы не отличим зеленый свет лазера от смеси синего и желтого).
В результате любой видимый свет воспринимается нашим мозгом как некоторая смесь основных цветов. Также это приводит к тому, что два типа излучения с различным спектральным составом будут восприниматься человеком как одинаковые (метамерия).
Юрий Ломачук
физик, МИФИ, факультет экспериментальной и теоретической физики
В результате любой видимый свет воспринимается нашим мозгом как некоторая смесь основных цветов. Также это приводит к тому, что два типа излучения с различным спектральным составом будут восприниматься человеком как одинаковые (метамерия).
У НЕКОТОРЫХ ЛЮДЕЙ ЧЕТЫРЕХКОМПОНЕНТНОЕ ЗРЕНИЕ, КАК, НАПРИМЕР, У ПТИЦ, И ОНИ ВИДЯТ БОЛЬШЕ ЦВЕТОВ.
Если бы в цветовой модели было 5 цветов, большинство бы этого не заметило, однако у некоторых людей четырехкомпонентное зрение, как, например, у птиц, и они видят больше цветов. Можно было бы сделать экранизацию "Над пропастью во ржи", где фиолетовым на фиолетовом были бы написаны призывы убить Джона Леннона, или просто рекламу товаров для особенных. Попугаи бы стали смотреть сериалы и новости, а вопросов типа "Какого цвета платье?" стало бы гораздо больше.
Если бы цветовая модель имела не 3 цвета, а 5, то 2 из них были бы лишними. RGB работает, полагаясь на открытия математика Германа Гроссмана, который доказал, что любой цвет можно представить как сумму 3 других цветов, взятых в определенной пропорции. Но при этом эти 3 цвета должны быть такими, что 2 из них не должны в сумме давать третий, иными словами, должны быть независимы. Если посмотреть на хроматический круг, то можно заметить, что красный, зеленый и желтый находятся на разных сторонах примерно на одном расстоянии. Их смешивание позволяет получить цвета, которые находятся между ними. То есть добавление еще 2 цветов не имело бы смысла, потому что эти 2 цвета находятся между исходными основными и их можно получить сочетанием других 3.
Андрей Балдон
окончил физический факультет РУДН
Ну и на практике. В телевизорах и мониторах используются 3 электронных пушки цветов RGB либо светодиоды этих 3 цветов, и добавление к этому еще 2 повысило бы сложность и стоимость техники, качественно не внося никаких изменений. Также RGB используется для кодирования цвета как информации, и использование пятицветной модели увеличило бы количество используемой памяти.
Почему в базовой цветовой модели 3 цвета?
Эволюция человека и его цветовосприятие