Фантазии на тему социального жилья
Почему у пятиэтажки 5 этажей?
Россия — страна панельных домов, построенных по принципу «ничего лишнего». Большинство из них — пятиэтажки. Мы попросили архитекторов подумать над тем, как бы выглядели города, если бы Хрущев застроил всю страну трехэтажками.
Всем известен тот факт, что наиболее комфортным масштабом городского пространства для человека является постройка до 5 этажей. Такой объем не давит своей массой даже при наличии очень узких улиц. Постройка же в 3 этажа по ощущениям схожа с усадьбой, где задается очень правильный эмоциональный ландшафт для пользователя. Первый приподнятый этаж с балконом, утопающий в зелени, где можно проводить уютные летние суаре. Второй и третий этажи на относительно безопасной высоте удобны для общения между жильцами и для того, чтобы поглядывать за детьми, которые играют во внутреннем дворике.
Тамара Мурадова
архитектор, выпускница «Стрелки»
В градостроительном отношении использование трехэтажных построек могло бы составить альтернативу рабочим поселкам 30-х годов, где все усилия были направлены на создание жилого массива, утопающего в зелени. Также и жилые трехэтажные массивы 70-x могли бы дойти до нашего времени полностью окруженными зеленью.
Мне кажется, актуальный вопрос с реконструкцией этих объектов представлял нам очень широкое меню вариантов. Современные технологии позволили бы легко менять визуальность объектов, их фасад и структуру — достраивать их, делать эксплуатируемую кровлю или просто перепрограммировать их в объекты общественного назначения.
Вариант трехэтажных домов для крупного города всегда плох. Он не оправдывает экономические затраты на строительство такого жилья, его эксплуатацию и поддержание в нем тепла в холодное время. Такой тип застройки подходит для рабочих поселков временного типа. Поэтому если бы столица была массово застроена таким жильем, то численность ее населения была бы в разы меньше, а площадь застройки, соответственно, в разы больше… и такой город, точнее, его облик скорее напоминал бы уездный губернский посадский городок, чем столицу. А пятиэтажные дома создали и атмосферу растущего города, и образ комфортной среды.
Мироощущение советских граждан, живших в трехэтажных домах, могло бы быть сопоставимо с мироощущением дачников, но точно не горожан в крупном городе. Современные москвичи, тем более, проживая в домах такой этажности, едва ли могли бы мыслить глобально и на равных вести деловые и культурные международные диалоги с горожанами крупных мегаполисов, в которых, как известно, этажность резко возросла уже к концу XX века и еще продолжает расти сегодня. Кроме того, очень важна плотность застройки. В мегаполисах мира люди живут в очень концентрированном пространстве, тесно и непрерывно сталкиваясь друг с другом, в бешеном ритме поточных процессов. А в предложенной трехэтажной модели (сверхпористой) все темпы и численность в разы меньше, поэтому и психологически люди совершенно по-другому в таком пространстве взаимодействуют, конкурируют и воспроизводятся.
Екатерина Ларионова
кандидат архитектуры, доцент, заведующий кафедрой «Управление территориальным развитием ФГУ» в РАНХиГС при президенте РФ, член Союза архитекторов России
Города с трехэтажной застройкой сейчас выглядели бы как посадские города и промышленные моногорода. Их пришлось бы значительно большими усилиями развивать и адаптировать к современным потребностям горожан в инфраструктурном, транспортном, содержательном, культурном и конструктивном формате, нежели город с застройкой большей этажности и плотности.
Повлияло бы это на архитектурные традиции? Да, безусловно! Но этажность стала следствием появления конвейерных строительных и производственных технологий. Поэтому такой реальности в развитых странах не могло быть в XX и XXI веке, увы, никак.
Дело в том, что раньше, до революции, города примерно так и выглядели. Застройка была низкоуровневая, дома были от 3 до 5 этажей. Вертикальный рост города вызван как раз тем фактом, что с ростом числа жителей усложняется система устройства города, поэтому они и растут вверх. Сейчас такой вид города был бы возможен, если бы число горожан не менялось. Но, как известно, в XX веке количество населения увеличилось в четыре раза. Возможно, в таком случае города бы стремились к расширению, горизонтальному росту.
Рубен Аракелян
сооснователь бюро Wall
ТАКИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ГОРОДА ПОКРЫЛИ БЫ ВСЮ ПЛАНЕТУ, КАК МОХ. ОДИН ПЛАВНО ПЕРЕТЕКАЛ БЫ В ДРУГОЙ, НЕ БЫЛО БЫ ЧЕТКИХ ГРАНИЦ МЕЖДУ НИМИ.
Это бы изменило понимание горожан, их ориентации, возможно, правила дорожного движения, зонирование территории, экономику, коммуникацию, правила застройки, понимание "центра" и "периферии", а не только архитектурные нормы. Если сейчас город более-менее компактный и ты знаешь, когда и где его территория начинается и заканчивается, то горизонтальный город формирует совершенно другое отношение к границам. Может быть, даже президент был бы одновременно и мэром, так как страна была бы одним большим городом. Сформировалась бы другая культура, экономическая составляющая, иное восприятие себя и своего города. Примером подобного горизонтального города — субгорода может послужить Страсбург.
Почему у пятиэтажки 5 этажей?
Хроника развития градостроительной традиции